bonnie_face (bonnie_face) wrote,
bonnie_face
bonnie_face

Другой подход к проблеме беспризорности


Норман Роквелл "Хороший мальчик (Мальчик-сирота у поезда)"
Good Boy
(Little Orphan at the Train) by Norman Rockwell.

Прошлой осенью я неожиданно для себя подряд прочитала несколько англоязычных книг, которые открыли для меня новые, неизвестные мне ранее аспекты истории Америки, а именно - истории организации социальной работы. Хочу сегодня поделиться с вами информацией, которую я почерпнула из первой из них - "Поезда сирот" Кристины Бейкер Кляйн (Orphan Train by Christina Baker Kline), вышедшей в свет в 2014 г.

Для тех, кто знает английский - видеоанонс книги.

Для остальных - её краткое описание с одного сайта:
"Роман основан на реальных событиях.
В середине 19 века Нью-Йорк и другие американские города были буквально наводнены беспризорниками и сиротами. В 1853 г. благотворительная организация The Children's Aid Society начала программу, которая стала известна как The Orphan Train Movement.
Сирот собирали на поезда из Нью-Йорка и отправляли  на дикий Средний Запад, где им подбирали приемные семьи. Главная героиня - как раз пассажир такого поезда..."

На деле в книге две временные сюжетные линии - пожилая героиня, которая вспоминает своё прошлое и этот сиротский поезд, и современная сирота, которой бабушка этими разговорами и своей поддержкой помогает справиться с жизненными проблемами. Но это уже детали, а вот само явление "сиротских поездов" весьма интересно.
Как сообщает Википедия, эта программа действовала с 1853 по 1929 год и была свёрнута по чисто экономическим причинам с началом Великой Депрессии.

Программа охватила сотни тысяч детей, перевозимых на специально организованных поездах из городов восточной части страны на Дикий Запад. Это были в первую очередь дети иммигрантов, причём как сироты биологические, так и социальные, которых не могли больше содержать их родители. Детей перевозили на обычных поездах (обществу делали скидки на билеты), чаще всего отдельными вагонами. Помимо детей разного возраста в вагонах присутствовали также взрослые сопровождающие, которые организовывали "смотрины" и передачу детей на остановках по пути следования поезда. Объявления по пути следования давались заранее.
Что касается дальнейшей судьбы подобным образом усыновленных детей, то она, разумеется, разнилась.
                                       
Чарльз Лоринг Брейс (Charles Loring Brace)                Типичное объявление по пути следования поезда                           Реальный "сиротский поезд"   

Автор программы Чарльз Лоринг Брейс постулировал целью программы усыновление детей и воспитание их в полноценных семьях. Но если младенцев, как правило, действительно усыновляли, то детей постарше обычно брали как дешёвую рабочую силу. Определить степень благонадежности будущего приемного родителя в течение короткого времени пребывания на стоянке по понятным причинам не представлялось возможным. Поэтому ситуации бывали разные. Справедливости ради стоит отметить, что агенты общества пытались отслеживать дальнейшую судьбу детей и забирать их из мест, где с ними дурно обращались, поэтому некоторые дети несколько раз меняли семьи (в книге Кристины это достаточно подробно описано). Тем не менее, несмотря на переменный успех этого начинания американцы в целом положительно относятся к этой странице своей истории. Общее мнение состоит в том, что на улицах детей ждала ещё более тяжёлая жизнь без всяких перспектив. С 1987 года существует крупное общество "сирот из поездов" Orphan Train Heritage Society of America (OTHSA), которое занимается поиском информации об этих сиротах, воссоединением их с родственниками, а также организовало  мемориальный музей в штате Канзас. По его данным на 1998 год в живых оставалось порядка пяти сотен из детей с ""сиротских поездов". Кристина Кляйн активно пользовалась материалами общества при написании своей книги.

Дочь одной из девочек, удочерённых по этой программе, Софии (Камински) Хилленсхейм (фото) в дальнейшем стала историком и написала одно из двух известных мне документальных литературных произведений по данной теме (если говорить о кино, то существует художественный фильм 1979 (англ.) года и документальная лента 2007 года) - книгу о беспризорниках Нью-Йорка Extra! Extra! The Orphan Trains and Newsboys of New York. Также стоит отметить двух губернаторов штата (Аляски и Северной Дакоты), которых тоже когда-то усыновили с поезда.

А вот подобная инициатива под более поэтичным названием Home Children ("Дети с родины"), действовавшая с 1869 г. в Великобритании, имеет более зловещую историю. Здесь дети-беспризорники от 3-х лет и старше отправлялись в колонии (Австралию, Новую Зеландию, Канаду и Южную Африку). Причём большинство уже изначально - работать. Несмотря на довольно обширную критику и многочисленные обнаруженные нарушения, программа действовала до 1970-х и за это время было перевезено в другие страны свыше сотни тысяч детей, многие - при живых родителях, некоторые из которых даже были уверены, что детей усыновили где-то в Британии. Самим же детям объявляли, что родители их умерли, и обещали им лучшую жизнь за океаном.

Параллельно с появлением американского общества, в том же 1987 году британский социальный работник Маргарет Хамфриз (о ней на русском), опубликовала расследование этой миграционной схемы, которое вела преодолевая большое сопротивление и даже угрозы. В 1994 году по итогам расследования она опубликовала книгу "Пустые колыбели" (Empty cradles).

Под давлением общественного мнения правительства стран, вовлеченных в эту схему, были вынуждены признать наличие проблемы. В 2009 году публичные извинения принёс премьер Австралии (ему было за что извиняться и помимо британских детей - многолетнему геноциду и насильственной ассимиляции подвергались аборигены Австралии; для тех, кто не знаком с вопросом - почитайте про т.н. "потерянные поколения"). Канадский министр иммиграции извинения приносить отказался, разве что 2010 год они объявили годом "British Home Child" и выпустили какие-то марки. Премье-министр Великобритании извинился в 2010 году и организовал благотворительный фонд для организации встречи разлученных родственников (Австралия тоже вложилась). Но, конечно, трудно сравнивать эти фонды с тяжёлыми судьбами с сотнями тысяч детей...
Что же, вот так нередко выглядела помощь детям-сиротам в ведущих капиталистических державах 19-20 столетия.

В дальнейшем на базе других двух произведений я планирую рассмотреть евгенические программы в США в 50-х, а также немного коснуться ситуации в индейских резервациях.

Stay tuned!
Tags: home children, orphan trains, Беспризорность, дети-сироты, социальные программы за рубежом
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments